Переработка автомобилей на металлолом

Поскольку вышедшие из употребления автомобили представляют, с одной стороны, экологическую опасность (содержат опасные отходы: масла, антифриз, свинец и кислоту в аккумуляторах, бензин и др.), а с другой стороны, являются потенциальным источником вторичного сырья (прежде всего черных и цветных металлов), в настоящее время переработка и утилизация автолома является одной из актуальных задач в сфере управления отходами в РФ.

Техника и технология, применяемая для переработки автолома, может быть также использована для разделки и переработки крупногабаритных металл о содержащих отходов потребления, отслуживших свой срок в быту (холодильники, стиральные машины, газовые плиты, детские коляски, велосипеды и т.п.). При этом может быть организована совместная переработка автолома и селективно собранных крупногабаритных металл о содержащих отходов потребления по единой универсальной технологии на одном и том же предприятии. По расчетам, для региона Москвы требуется одно-два таких предприятия.

Общие сведения. Вещественный состав автолома

Сбор и переработка отслуживших свой срок автомобилей во многих странах представляет собой актуальную проблему как по экологическим (ликвидация «кладбищ» автомашин), так и по ресурсным (утилизация содержащихся в автоломе материалов) соображениям.

Как следует из практического опыта, переработка автолома наиболее рентабельна для автомобилей, проработавших не более 10 лет, легко демонтируемых, с относительно небольшой номенклатурой используемых материалов.

Степень повторного использования материалов старого автомобиля определяется качеством и составом этого материала, а также применяемой технологией. Сведения о количестве отслуживших свой срок автомобилей, поступивших на специальные установки для переработки в различных странах, приведены в табл. 1.

В США, например, уже в середине 80-х годов автомобили были основным источником черного и цветного металлолома; автолом по количеству регенеруемого из него алюминия стоит в США на втором месте после банок из-под напитков (по данным фирмы «Aluminium Со of Amerika», в США из автолома извлекают около 70% содержащегося в нем алюминия).

Таблица 1. Сведения о количестве поступивших в переработку автомобилей (тыс. шт.)

Страна Год
1960 1970 1980 1985 1990 2000
США - 9000 7000-9000 10000 10000 -
Великобритания - 700 - - - -
ФРГ 200 900 1500 1200-1500 2000 3000
Франция - - - - 1000 -
Нидерланды - - 36 - - -
Япония - - - 2000-3000 - -

При переработке автолома пока еще обращается должное внимание именно на металлы. Так, по данным германской практики, при переработке утилизируется 71% автолома (69% составляют черные металлы, 2% - цветные металлы), 29% (50 тыс. т/год) отправляется на свалку (преимущественно неметаллические детали). В Германии к 2015 г. планируется вовлечь в переработку 95% всех отслуживших свой срок автомобилей и при этом возвращать во вторичное использование 98-100% стали, 98-100% чугуна, 95% алюминия, 95% свинца, 60% меди и 5-10% пластмасс. По прогнозам, к 2015 г. выход отходов переработки автолома снизится до 5%. В табл. 2 приведен вещественный состав дробленого автолома.

Таблица 2. Вещественный состав дробленого автолома (%)

Компонент США Германия
Металлы 75 65-84
Неметаллы 25 16-35
Черные металлы - . 67-75
Цветные металлы (кроме алюминия) - 3,2-8
Алюминий - 2,2-6
Стекло - 3
Резина - 7
Пластмасса 17 6-25

Вещественный состав дробленого автолома детально изучался Горным бюро США. Изучались отслужившие свой срок 15 автомобилей производства США и несколько машин Японии, поступивших на внутренний рынок США (модели Honda, Datsun, Nissan, Toyota). Перед дроблением с машин снимали аккумуляторы, топливные баки и шины; дробленый автолом разбирался вручную. Как показала ручная разборка, автолом содержит 76% черных металлов, 6% цветных металлов и 18% неметаллических материалов. Установлено, что тяжелые цветные металлы в основном представлены свинцом аккумуляторных батарей.

Наибольшую ценность в автоломе представляют металлы, в первую очередь цветные (данные о содержании различных цветных металлов в автомобиле приведены в табл. 3).

Таблица 3. Содержание цветных металлов в автомобиле, %

Страна Медь и ее сплавы Цинк Алюминий Свинец
США 0,9 1,56 1,4 0,6
Европейские страны 1,0 2,1 1,9 0,7
Германия 2-10 6-15 до 40 2

В середине 80-х годов в США около 4% от общей массы автомобиля приходилось на алюминий (усредненные данные по массе алюминиевых деталей в конструкции автомобилей разных лет приведены в табл. 7.4).

Таблица 4. Содержание алюминиевых деталей (кг) в конструкции автомобилей США

1960 1965 1975 1980 1985 1990
24,5 31,8 39,5 59,4 63,5 91,0

С технологической, экономической и экологической точки зрения наиболее предпочтительны автомобили, состоящие на 30% из алюминия. Вместе с тем зачастую из автолома (после дробления до размера -150 мм) извлекают только черные металлы, остальное отправляется на свалку.

О составе отходов переработки автолома после выделения из него черных металлов можно судить по данным германской практики: после магнитной сепарации остается 25-33% немагнитной фракции, содержащей 2-10% меди, до 2% свинца, 6-15% цинка, до 40% алюминия.